К основному контенту

Бюрократия. Пятнадцать правил и одно решение

Россияне не доверяют государству, но при этом ждут помощи от государства. Чиновники воруют, но они обязательно должны управлять экономикой. Никто не хочет платить налоги, но жалуются отмене бюджетных услуг. Абсурдность порождает неопределенность и путаницу, формируя ложные общественные стимулы и нереализованные желания.

И все же, почему государство бесполезно, малоэффективно, и не стоит от него ждать помощи, об этом ниже.

Один бюрократ бесполезен, два неэффективны, а три уже много.

Военный бюрократ
Военная иерархия прародительница бюрократической системы. Обязанность офицера передать команду из штаба солдатам и на этом все. Выполнение своих обязательств подтверждается формально. Бюрократизм — это передаче информации не просто сверху вниз, а в особом, формальном порядке.
Правило первое: чем выше иерархия бюрократов, тем больше работы выполняют бюрократы.
 
Формальность позволяет проследить выполнение должностных обязательств и защищает подчиненного от негативных последствий решений штаба. Бюрократизм в результате формирует безответственность. Солдаты, видя врага на горизонте, буду ждать команду, считая, что штабу все известно. А штаб не отдает никаких команд, думая, что на горизонте нет врага, в ином случае рядовые сообщили бы об опасности. Чтобы избежать безответственности, создают формальность в формальности, когда рядовые постоянно докладывают о ситуации на данный момент или пишут постоянные отчеты.
Правило второе: бюрократы создают безответственность, которая увеличивает необходимость в бюрократах.

В мирное время военный штаб разрастается при неизменной численности солдат в армии. В отличии от военного времени, когда офицеры гибнут, а на их места назначают новых офицеров, в мирное время, молодые офицеры проводят успешные учения, а старые офицеры не успевают уходить в отставку, чтобы освободить место. В итоге за выслугу лет нужно повышать по званию, но с повышением по званию одного, во всей иерархии происходят перестановки должностных лиц вместе с заместителями и подчиненными.
Правило третье: чем выше назначают бюрократа, тем больше потребуется новых бюрократов.

Страны всегда вступают в войну неподготовленными. Чем дольше происходит модернизация, перевооружение армии, тем больше армия оснащают устаревшим. Любая технология морально устаревает во времени, и чем дольше происходит модернизация, тем технически глубже будет отсталость. А значит, военное перевооружение — процесс бесконечный.
Правило четвертое: внедрение бюрократами любой инновации заканчивается к моменту морального устаревания данной инновации.

Государственный бюрократ
Любой начальник выбирает подчиненных, которые глупее него. Никто не хочет оказаться в подчинении у своего бывшего подчиненного. А умные и одаренные опасны и могут сделать стремительную карьеру в обход своего начальника. Поэтому выбирают того, кто поглупее. Значит, каждый раз, когда начальника будут повышать, его предыдущую должность будут занимать подчиненные, которые глупее него. И подчиненные, которые глупее него, становясь начальниками, будут выбирать подчиненных глупее себя. Рано или поздно самый глупый станет самым главным в иерархи бюрократов.
Правило пятое: главное качество бюрократа — глупость.

Государство, бюрократический аппарат, дать больше того, что собрало у народа, не сможет. Бюрократы из собранных налогов начисляют себе зарплату, значит, возвращают они всегда меньше того, что собрали. Но чем больше в стране населения, тем больше работы выполняют бюрократы, значит, собирают все больше, а возвращают все меньше. Чтобы не утруждаться, государству проще собирать, например, по сто рублей со всех, чем один миллион рублей с каждого богатого. Из-за ста рублей не будут возмущаться как из-за одного миллиона рублей. Поэтому государство не распределяет от богатых бедным, оно отбирает у бедных, чтобы богатым нечего было отбирать у бедных. Получается, бедные ждут помощи от государства, которое делает их беднее.
Правило шестое: бюрократы всегда возвращает меньше того, что отняли у народа.

Чем больше территория, с которой собирают налог, тем несправедливей будет распределение бюджета. Чем несправедливей распределили бюджет, тем больше нужно собрать налогов, а для этого нужно расширять бюрократический аппарат.
Правило седьмое: чем больше бюрократы собирают налогов, тем больше нужно бюрократов.

Государству не выгодно возвращать собранные налоги обратно населению виде государственных услуг, привлекательней вкладывать в выгодный бизнес. А выгодный бизнес развивается и начинает уплачивать больше налогов. Население за место государственных услуг получает экономического эксплуататора.
Правило восьмое: бюрократы используют бюджет для увеличения бюджета.

В поисках выгодных вложений бюджета создают специальные отделы, куда нанимают новых бюрократов для выполнения государственных проектов. После завершения проекта (вне зависимости от результата), бюрократы специальных отделов приобретают «ценный» опыт, чтобы не терять ценных сотрудников, происходит реорганизация бюрократического аппарата.
Правило девятое: темп роста численности бюрократов зависит от размеров бюджета.

Чем больше бюрократов, тем слабей за ними надзор. Чем слабей надзор, тем больше коррумпированных чиновников. А чем строже надзор, тем объемней коррупция, чтобы покрыть риск наказания. В неспособности справиться с коррупцией, государство узаконивает коррупцию, официально повышая коррумпированным чиновникам заработную плату, что стимулирует бюрократов увеличивать коррупцию.
Правило десятое: размеры коррупции пропорциональны количеству бюрократов.

Эффектность бюрократов зависит от скорости использования выделенных бюджетных средств. Чем быстрей тратит чиновник деньги, тем больше ему дают денег. Для отслеживания темпов траты денег существует статистика. Из государственной статистике можно понять то, сколько денег бюрократы смогут потратить в следующем году.
Правило одиннадцатое: эффективность бюрократов определяется транжирством.

Бюрократы собирают налоги, чтобы бюджетными услугами решать острые общественные проблемы. Но если общественные проблемы будут решены, отпадает надобность в бюрократическом аппарате.
Правило двенадцатое: бюрократы решают проблемы проблемами.

Производственный бюрократ

Бизнес — производственный бюрократический аппарат по извлечению прибыли. Чем больше извлекают прибыли, тем беднее станет рабочий и тем меньше получат в итоге прибыли.
Правило тринадцатое: бюрократ пытается решить проблемы, которые сам и создает.

Успех бизнеса оплачивается нищетой рабочих, чем больше рабочих лишаются средств существования, тем выше выигрыш у бизнеса. Если для бизнеса банкротство — это потеря средств производства и кредитного доверия, то для рабочих — лишение средств существования.
Правило четырнадцатое: за ошибки бюрократов расплачивается народ.

Бизнес организовывает рабочих так, что для поддержания такого организационного порядка требуется больше усилий, чем могут затратить рабочие.
Правило пятнадцатое: эффективность общественного труда обратно пропорциональна количеству бюрократов.

Одно решение!
Решение одно и простое, нам нужно больше друг другу доверять, именно доверять, а не верить. Кто как не мы сами знаем, что нам нужно, и если нам самим нужно решать, разве будем мы принимать законы, которые во вред нам самим? Никто не будет тратить время на обсуждение законов, которые ему потом навредят. А если мы сами заключили общественный договор, выражающий наши интересы, будем ли мы его нарушать? Конечно нет, нас не нужно будет принуждать и наказывать, чтобы выполнять законы, принятые нами для себя.

Государство ставит целью упорядочить общественные отношения, чтобы не было проблем. Но такой порядок больше порождает проблем и трудностей, как минимум пятнадцать, чем решает. Государство, которое возникает раз и на всегда, указывает на слабость гражданских объединений из-за их временности. Но именно такая недолговечность и делает общественные ассоциации эффективными. Любые общественные проблемы временны, если их, конечно, решать.

Живучесть общественных ассоциаций в их воспроизводстве. Они возникают и  распадаются. Но не все объединения распадаются, более успешные и эффективные остаются. Отсюда с каждым циклом распада и возникновения будут сохраняться все больше долговременные ассоциации и все меньше краткосрочных. Так стихийно, решая проблемы, мы сами упорядочиваем общественные отношения.

Литература:
Грин Дэвид «Возвращение в гражданское общество. Социальное обеспечение без участия государства»
Зиберт Хортс «Эффект кобры. Как можно избежать заблуждений в экономической политике»
Кропоткин П. «Хлеб и воля»
Паркинсон Сирил «Законы Паркинсона»
Радищев А.Н. «Путешествие из Петербурга в Москву»

На тужу тему:

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Советский урбанизм. Наследие

Очень многие знают о форсированной индустриализации 30-ых гг, но почти ничего о форсированной урбанизации 60-ых гг. Многие слышали о хрущевках, но мало кто понимает, что это был масштабный процесс урбанизации. Именно в 60-ых гг, большинство населения СССР стало жить в городах. И именно в этот момент окончательно надломились колхозы, а урбанизм приобретает свои особенные черты.

Особенности в тотальном переустройстве ландшафта: зарыть болота, срыть горы, прорыть новые русла рек. В преданности к пятиэтажкам, которыми застраивали сплошь и рядом все города Союза, получился своего рода «Лучезарный город» в пять этажей. В любви к микрорайону, объединение нескольких кварталов в один комплекс, и обязательно с пустырем по середине. Страсть к большим магистралям, где для проезда из одного района в другой нужно ехать через центральную улицу. И особенно одержимость в массовом строительстве жилья, никогда и нигде в мире такого размаха не было. Во всей этой алхимии городской застройки лежали экономич…

Чем выше вертикаль власти, тем меньше в обществе порядка

«Без государства не будет порядка!» Разве? Если граждане не могут самостоятельно установить порядок, то этот порядок не смогут организовать и государственные служащие, потому что тогда чиновники — это граждане не способные самостоятельно установить порядок. А если чиновники все же могут установить порядок, тогда и граждане сами смогут это сделать. Это раз.

Ну а если для устранения бардака требуется государство, тогда государство средство борьбы с бардаком, а не инструмент наведения порядка. Если же в обществе установится порядок, государство утратит свою функцию, надобность. Поэтому в России всегда существовал общественный хаос, потому что только наличие бардака оправдывает надобность в «сильной руке». Это два.

И если общество слабое, то и «сильная рука» будет слабой. А если общество крепкое, то нет надобности в «сильной руке». Это три.

«Сильная рука» в России ассоциируется с армейской дисциплиной. Но когда говорят о том, что в армии все организованно и существует порядок, то забывают, ч…

Неочевидность эксплуатации

Социалист отличается от либерала тем, что рассматривает экономические отношения в своем единстве, в отличии от оппонента, видящего тоже самое в частностях. Экономические отношения — это не сумма его частей: фирм, домохозяйств и государства, а их единство в обращении. А если элементы находятся в неделимой связи, то должны иметь одну природу, и этим является труд, точней продукт труда. И возникает проблема, как общий продукт труда распределить между его частями.

Сложность распределения в том, что не весь продукт труда делится. Крестьянин из полученного урожая откладывает зерно на посев и часть оставляет себе, потому что зерно нужно не только для посева, но и для собственного пропитания, чтобы у рабочего были силы зерно посеять и собрать. Остатки урожая является прибавочным продуктом труда, который и делится. В условиях капиталистического производства буржуа не стесняясь делят стоимость воспроизводства рабочей силы. Цена рабочей силы для капиталиста есть размер заработной платы. Но зарабо…

Экология на страже капитализма

Экологи хотят принудить капитализм к ответственности если не перед людьми, то хоть перед природой. Пытаются воззвать к разумности, какой смысл обогащаться, если не успеешь потратить, человечество погибнет? Своего рода экологи ведут христианскую проповедь, призывающую грешников задуматься о содеянном перед приближающимся страшным судом.

Но проблема не в том, что капиталисты ведут себя неподобающе, а в не переосмыслении самой сути капитализма. Экологи хотят сохранить прибыль, но при этом чтобы капиталисты увеличили вложения в «зеленное производство». Это можно реализовать только при колоссальной эксплуатации рабочих. И какой смысл людям сохранять природу, если человек будет обречен все равно на гибель? Если не погибнешь в природных катаклизмах, так точно от экономического кризиса.

Мир для капиталистов — это линейное прогрессивное развитие, где можно из природы извлекать и накапливать прибыль, якобы двигатель экономики. Эта идея проникла из Просвещения о прогрессе человеческого развития. Д…

Не денег нет, а ума

«Нет денег» - это не оправдание, а приговор для чиновника. Во-первых, чтобы не было денег никто не должен работать, должен перестать существовать товарооборот. Во-вторых, чтобы были деньги необходимо организовать трудовую деятельность, наладить товарооборот. Но от того, что чиновники ничего не делают, денег и нету. У чиновников на местах не хватает денег, не потому что Москва много отбирает, а от того, что они ничего не делают, Москва много и отбирает.

Например, проблема не в том, почему не хватает денег на общественный транспорт, а почему общественный транспорт так организован, что не хватает денег. Сколько не лей в дырявую бочку воды, будет всегда мало.

Во-первых, за 27 лет ни в одном городе и регионе не пересмотрели логистику пассажирских перевозок. Как маршруты сформировались к концу 80-ых гг, так они и остались. А города уже серьезно изменились. Это раньше с периферии, жилых районов, утром ехали в центр, к заводской или портовой проходной, а вечером трафик был в обратном направлени…